ПРОГРАММА SEI - ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ*
О. СТЕЙНБРОН, Б. КОРДЕЛЛ
General Dynamics (США)**
Мы рассматриваем концепцию управления космическими программами в рамках Space Exploration Initiative (SEI)***, в которой придается огромное значение международному участию в определении целей, развитии, регулировании и координации всех этапов SE1.
INTERSPACE – космическая организация мирового масштаба, система управления которой смоделирована по типу Европейского космического агентства (ESA) с элементами, заимствованными из системы управления Международной организации спутниковой связи INTELSAT.
INTERSPACE мог бы:
предложить всем заинтересованным странам любую долю участия в SEI;
участвовать в коммерческой деятельности и создании многонационального консорциума;
участвовать в управлении научными программами.
ВВЕДЕНИЕ
Законы физики и человеческой натуры гарантируют, что в один из будущих дней люди приступят к прямым исследованиям Марса. Неясным остается лишь то, кто я когда осуществит эти экспедиции. В этой статье рассматриваются политические аспекты вопроса «кто»?, а также преимущества, значение и возможные механизмы активного международного участия в SEI.
Мы исходим из предположения и уверенности в том, что исследование и освоение Марса – замечательная общечеловеческая задача, в решение которой должно включиться как можно больше народов и людей [1, 2]. Наши предложения заключаются в создании и развитии управленческой структуры INTERSPACE, характерной чертой которой являлся бы многонациональный подход к определению целей, развитию, регулированию и координации SEI (кульминация которой – колонизация Марса) и в которой большое внимание уделялось бы международному участию.
В этой статье предполагается, что в международную программу SEI будут вовлечены не только страны Запада, но и Советский Союз. Мы стремимся к рассмотрению таких программ и убеждены, что сегодняшняя ситуация в СССР – очень слабый аргумент против участия Советского Союза в международных программах SEI. Время рассудит, справедлив ли такой оптимизм.
ПОДХОД К МЕЖДУНАРОДНОМУ УПРАВЛЕНИЮ SEI-INTERSPACE
В основе наших рассуждений, касающихся соответствия структуры управления программы SEI другим существующим в мире структурам, лежит несколько основополагающих идей. Наиболее важно определить, какая программа сотрудничества в принципе будет приемлема для всех заинтересованных стран. Например, страны, которые не могут предложить INTERSPACE технические услуги, могли бы на соответствующем уровне сделать значительные денежные инвестиции. Это даст таким странам право направить своих граждан в космос в рамках совместных программ и/или возможность получить долю прибыли от коммерческих предприятий (например, таких, как добыча кислорода на Луне). Любая международная коммерческая структура управления должна быть совме-
Таблица 1
Схемы интернациональных организаций ESA и INTELSAT
Европейское космическое агентство |
Основные цели
| Развитие космической технологии в Европе Поддержка космических программ, слишком больших для одной страны
|
Характерные элементы и распределение функций | Наличие обязательных и добровольных программ
Равные возможности стран-участниц в формировании стратегии
Одна страна возглавляет программу, другие принимают участие в работе
Допускается коммерческая деятельность частных компаний
Научная программа обязательна |
INTELSAT
|
Основные цели
| Прибыльность капиталовложений
Коммерческая безопасность участия в программах |
Характерные элементы и распределение функций | Доля прибыли участников пропорциональна их капиталовложениям
СОБРАНИЕ ПАРТНЕРОВ:
выработка стратегии и разрешение споров
СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ:
управление всей деятельностью
СОВЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ВКЛАДЧИКОВ
консультации по стратегии и деятельности
СЛУЖБА ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
|
Рис.1. Структурная схема. управления программами INTERSPACE (no аналогии с ESA)
стима с современными космическими коммерческими предприятиями. Система управления INTERSPACE должна быть комплексно и тщательно продумана. Чтобы теоретически обосновать возможность такой концепции, мы заимствовали и модифицировали структуры управления, которые уже существуют в мировой международной практике. В табл. 1 приведены основные элементы ESA и INTELSAT. Основные черты ESA – ограничение числа стран, равно представленных в совете по стратегии, и обязательность научных программ. Задача этой организации – стимулировать развитие космических технологий и быть спонсором космических программ, выходящих за пределы возможностей одной страны. INTELSAT – это способ организации большого числа стран в структуру, которая гарантирует своим членам коммерчески безопасное участие в программах. Мы уверены, что обе эти системы управления в будущем могли бы играть значительную роль в международной организации SEI. На основе этих и других соображений мы и предлагаем INTERSPACE и организацию типа ESA, управляющую всеми этапами программы SEI. Как видно из схемы (рис. 1), управляющая структура INTERSPACE состоит яз Коллегии уполномоченных, Совета и Главного управления. Штат этих органов набран из высококвалифицированных специалистов стран-участниц. Они должны
Рис. 2. Подструктуры INTERSPACE в общей системе SEI
разрабатывать стратегию, планировать программы, устанавливать я выделять бюджетные ассигнования, осуществлять арбитраж и координировать все этапы программы SEI.
Основополагающий элемент управления INTERSPACE – объединение пяти постоянных равноправных членов – Соединенных Штатов, Советского Союза, Европы (ESA) и Японии. О пятом члене – руководителе научными программами INTERSPACE – будет сказано ниже. Мы уверены, что эта «пятерка» станет решающей силой в космонавтике начала XXI в. и, таким образом, будет наиболее подготовлена и заинтересована в деятельности SEI. Хотя в идеале мы хотели бы равного представительства в INTERSPACE всех .народов мира., на практике мы не сможем создать очень большую организацию (состоящую из нескольких десятков стран) так, чтобы она была работоспособной в рамках программы SEI. Однако любому программному решению SEI должна предшествовать широкая дискуссия, проводимая с участием не только постоянных членов, но и других заинтересованных сторон. Решения должны приниматься простым большинством голосов из пяти постоянных членов INTERSPACE.
Участие во всех программах INTERSPACE (за исключением, как уже говорилось, обязательной научной космической программы) должно быть добровольным как для постоянных членов, так и для всех других стран-участниц. По аналогии с ESA мы считаем, что космическая наука является неотъемлемой частью любой программы SEI, и мы выделяем Руководителя научными программами (РНП), наряду с постоянными членами. Это позволит INTERSPACE существенно повысить эффективность международного сотрудничества ученых разных стран. РНП гарантирует, что интересы научных исследований, выработанные международной научной общественностью, всегда будут стоять на достойном месте в любой области деятельности SEI. РНП выбирается сроком на 5 лет из числа известных ученых-руководителей, не являющихся гражданами ни одной из стран – постоянных членов.
Полная программа SEI со временем будет включать в себя разработки технических средств для работы в окрестностях Земли, Луны, Марса и далее. На схеме (рис. 2) показано деление INTERSPACE на подструктуры. Каждая подструктура управляет программой исследований конкретного космического тела, его окрестностей и космического пространства между Землей и этим телом. Например, подструктура INTERMARS будет управлять всеми этапами исследования поверхности Марса. Аналогично INTERPLANET будет заниматься вопросами развития и управления межпланетными транспортными средствами, которые свяжут Землю (и, возможно, Луну) и Марс.
Все эти подструктуры действуют достаточно независимо, но в конечном итоге координируются и управляются INTERSPACE (т. е. «пятеркой» постоянных членов).
Хотя отдельная страна (например, США) может быть членом INTERSPACE и различных ее подструктур, ни одна из стран не может полностью формировать более чем одну службу любой подструктуры INTERSPACE. Официальное взаимодействие стран может происходить только в соответствии с Уставом INTERSPACE. Работы каждой подструктуры должны проводиться последовательно, согласно принятой программе и в рамках утвержденного финансирования. В этой связи важно отметить, что страна-участница, будучи членом INTERSPACE, может проводить свои собственные космические программы вне INTERSPACE. Будет ли ей это выгодным – зависит от деталей конкретной ситуации. Однако страны-участницы в рамках Устава могут контактировать между собой, пользоваться поддержкой INTERSPACE, использовать его космические транспортные системы в своей космической программе.
INTERSPACE - ФОРМИРОВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ SEI
INTERSPACE призвана не только осуществлять руководство и координировать текущие программы SEI, но и стать механизмом., в рамках которого будет определяться содержание программы SEI.
На схеме (рис. 3) иллюстрируется механизм работы INTERMARS – программы исследования поверхности Марса. В этом случае создается структура управления по типу структуры INTELSAT. Это позволит принять равноправное участие в исследо-
Рис. 3. Пример развития подструктуры SEI – INTERMARS
ваниях поверхности Марса большому числу стран. Степень влияния каждой страны на программу пропорциональна ее доле капиталовложений, что сходно с предложением Джоунера и Шмитта для программы исследования и освоения Луны [1]. В частности, страны, которые не имеют возможности участвовать в SEI своими техническими разработками, получают возможность отправить своих космонавтов исследовать и осваивать Марс в случае достаточных денежных инвестиций в INTERMARS. Это согласуется с предложением Уиллоби [2] послать на научную базу на Фобосе представителей многих стран.
Постоянные члены INTERSPACE и их технический персонал представлены в соответствии со спецификой проводимых ими исследований и их взаимоотношений с другими частями SEI. Члены, не являющиеся постоянными, и частные компании или лица могут обращаться в INTERSPACE с предложениями и, таким образом, влиять на его решения.
Все последующие действия INTERMARS санкционируются и регулируются INTERSPACE. Созывается Ассамблея партнеров. Страны, играющие ведущую роль в НИОКР, формируют Совет представителей. Страны, которые не занимаются разработкой и изготовлением аппаратуры, но хотели бы воспользоваться возможностями INTERSPACE, формируют Совет пользователей в вкладчи-
Рис. 4. Пример развития подструктуры SEI – INTERPLANET (система управления типа ESA)
ков, вклады которых в программу дают им право (пропорционально вкладу) принять участие в исследовании Марса или в каких-либо других программах. Члены INTERMARS осуществляют надзор за формированием службы Генерального директора, который будет руководить всей организационной работой. Члены INTERMARS под руководством Генерального директора рассматривают предложения и заключают контракты, необходимые для отдельных служб.
На схеме (рис. 4) показана организация управления программами INTERPLANET – подструктура, ответственная за транспортную систему. Схема построена по типу ESA. В отличие от программы INTERMARS, в которой, по-видимому, захотят участвовать многие страны, возможностью и интересом к развитию межпланетной транспортной системы обладают только несколько из них. Можно предположить, что США вместе с еще одним постоянным членом INTERSPACE станут центральной частью INTERPLANET.
Обсуждение программы начинается постоянными членами INTERSPACE. После того как решение принято, определены роли каждой «постоянной» страны, формируется структура INTERPLANET. Участники этой программы и их субподрядчики анализируют все аспекты разработки межпланетной транспортной системы – от НИОКР до изготовления и эксплуатации необходимых технических средств.
В зависимости от числа участников и их целей для INTERMARS и INTERPLANET предполагаются принципиально различные структуры управления – типа INTELSAT и ESA соответственно. Внутри INTERSPACE необходим механизм, который бы автоматически определял, какая структура управления будет использована в каждом отдельном случае. Рассмотрим такой механизм выбора типа управления, основанный на числе желающих участвовать в данной подструктуре INTERSPACE. (В качестве примера используется программа INTERMARS.)
Постоянные члены INTERSPACE решают, что изучение марсианской поверхности достаточно интересно, и результат дискуссий на эту тему становится основой предварительной программы. В дискуссии могут участвовать и страны, не являющиеся постоянными членами INTERSPACE. По существу, дискуссия – это глобальный референдум по выявлению заинтересованности в исследовании и разработке поверхности Марса. Если число желающих принять участие в программе превысит установленную квоту (например, 20 стран), то структура управления INTERMARS автоматически устанавливается по схеме INTELSAT.
Таблица 2
INTERSPACE – преимущества и недостатки
Преимущества (по сравнению с существующей программой США) | Недостатки |
Конкуренция при кооперации | Политическая и организационная сложность |
Уменьшение зависимости от изменения политики отдельных участников
| Языковые и культурные проблемы |
Большое количество источников финансирования | Возможная потеря для фирм США части заказов |
Преимущества глобальных технологических достижений | Увеличивающиеся сложности технического взаимодействия |
Поддержка как будущих глобальных программ, так и текущих
| Усложнение передачи разработанных технологий в другие области |
Основа на существующих структурах управления
| Возможная потеря для США технического и общего управления программой |
Формируется Совет, разрабатываются предложения и начинаются работы по освоению Марса. С другой стороны, если количество желающих меньше квоты, то постоянные члены INTERSPACE осуществляют более строгий контроль программы посредством формирования организации по типу ESA. Такой механизм позволит избежать неопределенностей и ликвидировать возможность длительной политической борьбы по вопросу выбора типа управляющейструктуры.
INTERSPACE И РЕАЛЬНЫЙ МИР: ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
INTERSPACE – идеализированная концепция для выбора управления и координации программ SEI под контролем международной организации. В этой короткой статье мы хотели только коснуться того, как может работать такая организация и сколько стран смогут принять участие в ее работе. Однако осталось много нерассмотренных вопросов, в том числе следующие.
Как будет организовано взаимодействие бюджета США и бюджетов программ INTERSPACE?
Какова будет роль НАСА в участии США в INTERSPACE?
Как согласуется членство США в INTERSPACE с текущей целью президента США – лидерство в космосе?
Как смогут США (и другис страны) подстроить свой стиль работы к INTERSPACE?
Ответы на эти и другие ключевые вопросы при нынешнем положении дел не очевидны, но при рассмотрении структуры управления INTERSPACE выявляются ее значительные достоинства. В табл. 2 показаны преимущества и недостатки структуры организации типа INTERSPACE. Механизмы кооперации уменьшают избыточность программ, которая всегда существует, когда две или более страны ведут освоение космоса совершенно независимо друг от друга. Наличие нескольких государств-участников выгодно по нескольким причинам, в том числе из-за доступа к различным источникам финансирования и возможности глобальной экономической технической и организационной экспертизы. Международная программа более предпочтительна, так как позволяет выполнять намеченные программы в срок, в то время как выполнение программ отдельных государств, не входящих в INTERSPACE, ставится в зависимость от политической и экономической обстановки в данной стране.
INTERSPACE политически и организационно сложная система. То, что управляющие структуры INTERSPACE основаны на уже существующих организациях, уменьшает неопределенность но не гарантирует того, что управленческий аппарат всегда будет действовать четко и быстро. Вероятно, самый большой недостаток с точки зрения США – это потеря управления всей программой в целом и возможность потерн части рынка для американских компаний. Однако, если INTERSPACE будет работать так, как мы описали в этой статье, существование динамичной программы SEI компенсирует эти отрицательные моменты. Естественно, при наличии заказов от стран – участниц INTERSPACE фирмы США могут бороться за эти заказы.
Таблица 3. Выводы и рекомендации
Размах и сущность программы SEI подразумевает сближение международных и иновационных программ
________________________________________________
Политические и технологические преимущества международных программ очевидны
________________________________________________
Организация INTERSPACE сложна, однако успешная работа ее основных управляющих структур, организованных по типу ESA и INTELSAT, подтверждает правильность выбранной концепции
________________________________________________
Преимущества от реализации INTERSPACE помимо решения основных задач:
увеличение всеобщего взаимопонимания и кооперации;
установление деловых взаимоотношений, которые в дальнейшем скажутся на экономическом сотрудничестве;
снижение затрат на SEI для США
________________________________________________
Рекомендуется дальнейшее изучение организаций типа INTERSPACE
________________________________________________
Наши общие выводы приведены в табл. 3. Мы надеемся, что SEI превратится в глобальную программу. В сущности, международное сотрудничество и ожидаемые от него выгоды (увеличивающееся взаимопонимание, уменьшающаяся напряженность в политике, развивающееся экономическое сотрудничество) представляют хорошую возможность для реализации этой программы. Драматические .политические изменения в Восточной Европе и некоторые изменения в Советском Союзе позволяют надеяться, что организация типа INTERSPACE начнёт работу в недалеком будущем.
Перевод О. Виноградовой
ЛИТЕРАТУРА
1. Joiner С. С, Schmitt H. H. Extraterrestrial Law and Lunar Bases: General Legal Principles and a Particular RegimeProposal (INTERLUNE) // In: Lunar Bases and Space Activitiesof the 21 Century. – Lunar and Planet. Inst. Houston, 1985.
2. Willoughby A. J. Multinational Exploration of Mars: An Affordabbe Concept. – IAF-88-390 // Present. 39-th Congr. Intern. Astronaut. Bangalor, India, 1986.
__________________
* Материал получен в рамках программы сотрудничества между Московским космическим клубом и Национальным космическим клубом США.
** Представленная статья отражает личную точку зрения авторов и не может рассматриваться в качестве точки зрения General Dynamics.
*** Программа крупномасштабных исследований и освоения дальнего космоса; в качестве ключевых элементов в них входят создание (постоянной базы та Луне и пилотируемые полеты к Марсу.
39
|