Постановление Правительства РФ N 422 от 12.04.96 г. является, пожалуй, самым крупным подарком для российской космонавтики за все время ее существования. Ключевым моментом Постановления является дополнительное выделение в 1996 году РКА на НИОКР и закупку серийной техники 1110 млрд. рублей сверх средств, предусмотренных в принятом бюджете РФ.
Чтобы понять значение этого решения необходимо рассмотреть финансирование российской космонавтики с 1992 г. Почему с 1992? Не потому, что с этого года Россия приняла на себя ответственность за комических комплекс СССР, а из-за того, что этот год стал годом смены принципов финансирования космической программы. До 1992 г. в силу директивного характера управления космическим комплексом, финансирование как институт экономического регулирования существенного значения не имело. Выделяемые бюджетные средства использовались для условных расчетов в рамках научной и промышленной кооперации, а также для расчетов с рабочими и специалистами. При такой схеме финансирования главная задача состояла не в получении ассигнований и их эффективном использовании, а в принятии необходимых политических решений. После принятия решений обычно не возникало проблем по согласованию действий Госплана, Минфина и Госснаба.
Начиная с 1992 г. деньги становятся определяющим фактором развития космонавтики.
На табл. 1 представлены данные по бюджетному финансированию гражданских космических программ. (Финансирование по линии Минобороны здесь не рассматривается - это отдельный вопрос).
Таблица 1
Расходы РФ на космическую деятельность,
зафиксированные в Законах о бюджете РФ 1992-1996 гг.
(млрд.руб)
Статья расходов \ Год | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Расходы бюджета РФ | 3871.40 | 18725.10 | 194495.31 | 248344.30 | 435750.00 |
Доходы бюджета РФ | 2613.20 | 10201.80 | 124477.00 | 175160.60 | 347200.00 |
ФКП, в т.ч.: | 8.720 | 72.745 | 338.894 | 1024.475 | 1389.689 |
НИОКР |   |   |   | 680.988 |   |
Кап.строительство и закупки |   |   |   | 343.487 |   |
РКА, аппарат * | .044 | 8.264 |   | 3.258 |   |
НПО "Энергия" |   | 1.185 |   |   |   |
Капитальное строительство |   |   | 28.181 |   |   |
г.Мирный |   |   | 2.478 | 2.967 | 14.318 |
г.Ленинск |   |   |   | 160.994 | 719.918 |
Фундаментальные исследования |   |   |   | 300.000 | 110.000 |
Сумма | 8.764 | 82.194 | 385.930 | 1516.266 | 2233.925 |
* - в 1993 г. в эту цифру были включены расходы на капитальные вложения
По приведенным данным трудно что-либо сказать о динамике финансирования. Числа растут, но и инфляция на месте не стояла. Попробуем привести затраты на космос к более стабильному доллару. Мы получим картину отображенную на рис.1.
Финансирование космической деятельности в соответствии с этим графиком растет так быстро, как никогда ранее оно не росло ни у нас, ни в какой-либо другой стране. В чем дело? Причина этого странного явления в том, что с 1992 г. покупательная способность доллара на российском рынке резко упала - более чем в 6 раз. Если мы учтем соответствующую поправку, то получим динамику отображенную на рис. 2. Именно она и соответствует реальности.
На рис. 3 приведена доля затрат на гражданскую космическую программу в общих расходах Российской Федерации. Как видите, эта доля несколько меньше соответствующих показателей США, но больше, чем в любой другой стране мира.
Таким образом по Постановлению Правительства N 422 от 12.04.96 г. финансирование отечественной космонавтики в 1996 г. возрастает в полтора раза. Следует отметить, что в бюджете Российской Федерации такой рост расходов был предусмотрен. В ст.17 Закона о бюджете на 1996 г. говориться:
"Установить, что дополнительные доходы федерального бюджета на 1996 год, получаемые сверх сумм, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона... направляются на финансирование расходов: ...
- фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу -до 1000,0 млрд. рублей; (4 пункт списка)
...
- реализации космической программы - до 1000,0 млрд. рублей;(8 пункт списка, после развития метростроения)."
Однако без рассматриваемого Постановления эти деньги вряд ли были бы получены - обратите внимание на предлог "до" и на место в списке нуждающихся.
Существенно и то, что Постановление определяет порядок финансирования, не зависящий от действий Минфина (который зачастую тормозил выделение средств). РКА может привлечь коммерческие кредиты, причем рассчитываться по ним будет Минфин. Постановление определяет четкий и достаточно благоприятный график финансирования.
Помимо вопросов финансирования Постановление содержит еще ряд важных моментов, из которых следует отметить такие, как:
1. "Считать своевременное и качественное выполнение работ по международным космическим программам "Мир-НАСА", "Марс-96" и по созданию Международной космической станции задачей особой государственной важности."
Это решение хотя и носит оттенок декларативности, но тем не менее оно и верно, и важно. Как бы не было сложно экономическое положение, Россия должна строго выполнять свои обязательства перед иностранными партнерами. Нарушать их - себе дороже.
2. "Принять к сведению, что РКА для выполнения указанных работ будут привлечены дополнительные средства за счет заключенных международных контрактов по предоставлению услуг по полетам представителей зарубежных стран на орбитальной станции "Мир".
Такое положение прокладывает путь к решению проблемы распределения прибыли от реализации космической продукции и услуг на международном космическом рынке. Справедливо отмечается, что часть этой прибыли должна идти на развитие космонавтики в России.
3. Постановление предусматривает дополнительные льготы предприятиям-участникам космической деятельности.
Российская космонавтика заслужила столь конкретное внимание к своим нуждам. Несмотря на тяжелейшие условия переходного периода, она смогла не только выжить и сохранить основные направления развития, но преумножить достигнутое ранее. Космические предприятия в эти годы активно вели поиск и находили новые технические, экономические и организационные решения, существенно повышающие эффективность космической деятельности. Космический комплекс привлекает в страну иностранные капиталы в масштабах значительно больших, чем его доля в бюджетных расходах. России наконец удалось выйти на международный космический рынок и можно с уверенностью говорить о том, что ее место здесь будет далеко не последнее.
Вместе с тем, необходимо помнить - космонавтика существует и развивается на бюджетные деньги, то есть на деньги, заработанные российскими гражданами (каждый житель России выделяет на эти цели 1800 рублей в месяц). Пока вопросов о необходимости затрат на космические исследования не звучит. Здесь играет роль и сравнительно низкая величина этих затрат и достаточно высокий уровень популярности космонавтики в России. Не думаю, что такое положение будет продолжаться долго. Вопросы о расходах стоят объективно и рано или поздно будут произнесены вслух. К этому следует быть готовыми и заранее искать адекватные ответы.
И.Моисеев, Институт космической политики.
|