КАК УПРАВЛЯТЬ КОСМОНАВТИКОЙ?
Каким может быть пореформенный механизм управления космической деятельностью? Не претендуя ни на оригинальность, ни на истину в последней инстанции, в качестве отправной точки дискуссии можно дать эскиз организации космической деятельности в нашей стране.
Первым шагом реформы должна стать передача права принятия принципиальных решений по космической политике высшим законодательным и исполнительным органам – Верховному Совету СССР и Президенту.
Такой подход должен обеспечить демократический характер управления космической деятельностью в стране, персональную ответственность руководителей за развитие космонавтики, надлежащий контроль за расходованием выделяемых на космонавтику средств.
В ведении Президента должны; находиться вопросы формирования основ государственной политики в области космонавтики, решения по приоритетности космических программ, предложения по долгосрочному и оперативному финансированию государственных космических программ, вопросы назначения и отставки руководителей государственных космических организаций.
Верховный Совет СССР по представлению Президента утверждает Государственную космическую программу, годовой бюджет космонавтики.
Для выполнения этих функций в аппарате Президента и в составе Верховного Совета создаются специальные экспертные органы.
Федеральный Совет по космонавтике. Центром, вырабатывающим космическую политику страны, должна стать новая государственная организация – Федеральный совет по космонавтике (ФСК). Необходимость создания такого органа диктуется важностью разделения функций определения целей и исполнения космических программ. Опыт и нашей страны и, скажем, США дает немало примеров, когда отсутствие четкости в таком разделении приводило к принятию программ, которые, будучи выгодными конкретным организациям, не всегда являлись, таковыми для государства.
Другая важнейшая задача ФСК – учет и реализация интересов субъектов Федерации а космонавтике. Для этого в его состав должны войти представители союзных республик. Их задача – определение доли республик в финансировании космических программ, справедливое распределение доходов от космической деятельности между республиками, участие в формировании общегосударственной политики в космонавтике.
Основными функциями ФСК являются:
разработка рекомендаций Президенту страны по основным принципам государственной политики в области космонавтики, а также по подготовке соответствующих законопроектов и иных директивных документов, исходящих от Президента;
разработка Государственной космической программы .в рамках установленной государственной политики;
подготовка рекомендаций Президенту страны по бюджетному финансированию космических проектов и программ;
подготовка рекомендаций правительству страны и согласование космических проектов в части их научно-технического содержания и финансирования;
техническая и экономическая экспертиза особо важных и дорогостоящих проектов;
рассмотрение инициатив и предложений в области космической деятельности;
подготовка предложений по международному сотрудничеству и контроль за выполнением заключенных соглашений;
формирование информационной политики в области космонавтики;
контроль за развитием системы космического образования и подготовки кадров.
В структуре ФСК должны быть созданы подкомитеты и комиссии по конкретным вопросам. Особую роль должен играть формируемый при ФСК Экспертный совет (ЭС), комплектуемый из специалистов высшей квалификации. ЭС принимает активное участие в подготовке всех документов ФСК, проводит научно-техническую и правовую экспертизу особо важных и дорогостоящих национальных и международных проектов. ЭС должен иметь независимую систему финансирования и нести ответственность только за качество проводимых экспертиз*.
ФСК должен иметь право получать нужную для его работы информацию от правительства, государственных организаций и предприятий, финансировать временные или постоянные работы экспертов или коллективов специалистов, требовать оперативного рассмотрения Президентом своих предложений и рекомендаций.
ФСК несет ответственность перед Президентом и Верховным Советом за высокий научно-технический уровень и эффективность исследования и освоения космического пространства в интересах экономики, «науки, обороны страны в целом и союзных республик.
Государственный комитет по космонавтике. Исполнительной структурой в системе управления космической деятельностью в нашей стране должен стать Государственный комитет по космонавтике (ГКК). Необходимость его создания определяется необходимостью физического и юридического разделения субъектов «заказчик» и «исполнитель» в космонавтике, которые в настоящее время практически совмещены.
Основная задача ГКК – концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов с целью развития космонавтики и эффективного использования ее результатов. Госкомитет по космонавтике должен выступать заказчиком научно-технической продукции.
Его функции:
распределение заказов (на договорной основе) научно-технической продукции, необходимой для выполнения Государственной космической программы;
контроль научно-технической политики ведомств – участников космической программы и координации их деятельности;
организация и контроль работ по использованию результатов космических исследований;
обеспечение передачи результатов космической деятельности для использования в народном хозяйстве;
содействие развитию негосударственных форм использования результатов космической деятельности;
содействие эффективному международному сотрудничеству.
ГКК должен нести ответственность перед Верховным Советом и правительством за эффективность исследования и использования космического пространства в рамках единой, принятой на государственном уровне космической политики, за рациональное использование бюджетных средств.
Предлагаемая схема управления космической деятельностью в СССР представлена (в упрощенном виде) на рисунке.
17
Одна из сложнейших задач реформы – разделение по принципам организации управления основных направлений космической деятельности: гражданской космической программы, космической программы Министерства обороны, космической программы Академии наук и коммерческих космических программ. Тесное переплетение военных и гражданских программ, ведущее положение военно-промышленного комплекса в космонавтике, военный статус практически всей наземной инфраструктуры космонавтики делают эту задачу очень
Вариант схемы управления космонавтикой в СССР. Условные обозначения связей: = финансовая, – директивная и информационная
трудной. Невозможно быстро решить все связанные с этим проблемы, но необходимость такого решения очевидна.
__________________
* О методологических подходах к проблеме принятия решений см. статью В. И. Власова в настоящем сборнике.
14
|