К ЧЕМУ ПРИШЛА СОВЕТСКАЯ КОСМОНАВТИКА
Отечественная космонавтика неоднократно демонстрировала значительные успехи как в национальном, так и в мировом масштабе. Несмотря на это, с самого начала существовал ряд факторов, негативно отражающихся на ее развитии.
Основным из них было и остается отсутствие рациональной системы распределения функций управления космической деятельностью. Управление советской космонавтикой складывалось произвольно. Оно отличается, с одной стороны, крайней степенью ведомственной разобщенности, а с другой – монополизмом каждого ведомства на своем направлении. В управление космонавтикой вовлечено высшее политическое руководство страны, Министерство обороны, Министерство общего машиностроения, Министерство авиационной промышленности, Академия наук, ряд других министерств и ведомств. Между ними отсутствует строгое разграничение компетенции и управленческих функций. Существующие органы координации (например, Междуведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям при АН СССР.) практически бездействуют, поскольку носят представительный характер и лишены каких-либо серьезных полномочий. Это приводит к недостаточной обоснованности принимаемых решений по космической программе, фактическому отсутствию механизмов контроля общего положения в космонавтике, зависимости космической политики от политической конъюнктуры, случайных и субъективных факторов.
До последнего времени в советской космонавтике практически отсутствовали экономические механизмы регулирования и поддержания баланса интересов различных предприятий и организаций. В итоге мы получили крайне неэффективную систему использования результатов, полученных в ходе выполнения космических программ, неразвитые кооперационные связи, а зачастую отсутствие элементарного рабочего взаимодействия между организациями и людьми, работающими над близкими программами.
Экономическая инфраструктура космонавтики развивалась в основном по законам, общим для народнохозяйственного механизма страны в целом. В частности, ее коснулись кампании по тотальному переходу на самофинансирование, внедрению различных моделей хозрасчета, двухзвенной системы управления и т. п. В настоящее время главный экономический субъект в космонавтике – научно-производственное объединение (НПО) – выглядит как гигантский хозяйственный конгломерат с полным циклом специализированного производства. В центре НПО, как правило, стоит научно-исследовательский институт, а на периферии находятся испытательные мощности и опытно-экспериментальные высокотехнологические производства.
Ясно, что подобный «экономический монстр» не может прокормить себя. Его существование практически полностью зависит от госбюджетных вливаний. Громоздкие, обремененные научно-исследовательской частью космические НПО с узкоспециализированным производством в принципе не могут приспособиться к изменчивой рыночной конъюнктуре.
Нельзя здесь не упомянуть и об институтах Академии наук СССР, на которые возложены задачи по развитию фундаментальных космических исследований. Многие из них выполняют заказы ракетно-космических ведомств и получают финансирование через эти ведомства. Соответственно академическая наука в части ее экономического обеспечения оказывается привязанной к прагматическим интересам и часто является первой жертвой ведомственных неурядиц и финансовых трудностей.
В последние несколько лет экономические отношения в области космонавтики начали разбиваться. На предприятиях и в научных учреждениях ракетно-космического комплекса предпринимаются разрозненные усилия по созданию коммерческих структур. Однако этот процесс проходит трудно. По-прежнему остаются неурегулированными отношения собственности, что приводит к несправедливому распределению доходов, получаемых в результате коммерциализации продуктов космической деятельности. Нередко основную прибыль от коммерческих операций в космонавтике получают не те, кто выполнил основную работу, а те, кому в директивном порядке поручено продавать полученные результаты. Такое положение приводит к снижению инициативы, тормозит развитие рентабельных отраслей космонавтики.
Большую озабоченность среди специалистов вызывает непродуманность кампании конверсии предприятий, связанных с космонавтикой. Кроме того, при сокращении расходов на оборону военные ведомства в первую очередь экономят на тематике, прямо не связанной с оборонными задачами. Таким образом урезаются многие перспективные работы по «гражданской» космонавтике, а вместо них на предприятия космической индустрии спускаются абсурдные задания по выпуску дешевого ширпотреба. Можно предвидеть, что конверсия в космическом комплексе, выполняемая в рамках нынешней организационной структуры, еще «больше осложнит положение в космонавтике. С другой стороны, эффект такой конверсии для экономики страны будет весьма малым, а скорее всего, даже отрицательным, вследствие разрушения сложившейся производственной структуры и затрат на переоборудование и переобучение персонала.
Осложняет зарождение новых эффективных экономических отношений при осуществлении космической деятельности и отсутствие соответствующего законодательства. В СССР нет ни одного (если не считать Указов Президиума Верховного Совета СССР об учреждении Дни космонавтики и почетного звания «Летчик-космонавт СССР») открытого законодательного акта, регулирующего космическую деятельность. Отсюда – трудности в отношениях между организациями, возможность волюнтаризма при принятии решений, незащищенность прав занятых в космонавтике людей.
Советская космонавтика объективно является частью мировой космонавтики, однако частью, до сих пор изолированной. За все более тесным и эффективным взаимодействием США, Японии, Канады, стран – членов Европейского космического агентства Советский Союз наблюдает по большей части со стороны. Широкому участию в крупных международных проектах мешают организационная и технологическая несовместимость, отсутствие механизмов кооперации, закрытость нашей космонавтики, проблемы связи и информации. Организацией взаимодействия по программе «Интеркосмос» не удовлетворены ни советские специалисты, ни их коллеги из стран бывшего СЭВа. Последние политические события в Восточной Европе ставят .под сомнение судьбу и этой программы.
Большой вред космонавтике принесла и продолжает приносить иррациональная информационная политика.
Режим чрезмерной секретности на десятилетия затормозил развитие коммерческой космонавтики, мешает использованию полученных результатов в народном хозяйстве, развитию международного сотрудничества и разделения труда в космонавтике. Необъективная идеологизированная система информирования общественности о космической деятельности привела к развитию синдрома «отторжения» космонавтики в общественном сознании. Долгое время скрывались все трудности и острые ситуации в космосе. Это привело, в частности, к тому, что полная драматизма история отечественной космонавтики не была достойно отражена в литературе, вообще в искусстве, к падению престижа отечественной космонавтики.
В последнее время к названным негативным факторам прибавились последствия общего экономического кризиса в стране и нестабильной внутриполитической ситуации.
Инфляция, дефицит бюджета и материальных ресурсов, сокращение государственных заказов на деле ставят под угрозу не только перспективные научные исследования, но и разработки, имеющие большое значение для народного хозяйства. Рассыпается высокопрофессиональный кадровый состав космической отрасли, уникальный опыт и знания специалистов оказываются невостребованными.
Внутриполитическая нестабильность, поляризация политических сил, неурегулированность отношений между республиканскими и союзными властями блокируют принятие ответственных решений, затрудняют прогнозирование перспектив отечественной космонавтики, препятствуют полнокровному участию СССР в международном сотрудничестве в космосе.
Совокупное действие всех этих внутренних и внешних для космонавтики факторов может привести к прекращению космической деятельности в нашей стране. Это не сгущение красок. Достаточно Верховному Совету принять уже прозвучавшее предложение приостановить финансирование работ по космонавтике на несколько лет – и космонавтике больше не подняться. Если ограничить космическую деятельность только выполнением программ, дающих прямой экономический эффект,–отечественная космонавтика также не сможет выжить. Из-за возрастающего технологического отставания через несколько лет станет более выгодным покупать спутники и космические услуги за рубежом – в США, Европе, Китае.
9
|