К вопросу о

Федеральной космической программе России на 2006-2015 годы

 

22 октября 2005 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 635 утверждена Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (ФКП-2015).

Это событие является весьма важным в российской космонавтике. Впервые официально принимается программа на 10 лет вперед. И что же будет в течение 10 лет?

В соответствии с официальным сайтом  ФКА будет следующее:

"Основной целью Программы является удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах на основе:

   - расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Россией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах ее безопасности;

    - расширения международного сотрудничества в области космоса и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой сфере;

   - укрепления и развития космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов, конкурентоспособных на мировом рынке космических технологий и услуг, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве."

Какое отражение нашла принятая Программа в российском обществе?

На официальных сайтах Правительства и Президента ничего не говориться о Постановлении № 635 .

На сайтах Федерального собрания дублируется сообщение Роскосмоса.

Может быть сайты плохо работают?

Очень многие СМИ дали информацию о ФКП-2015. Во всех известных мне сообщениях центральных СМИ также продублировано тоже сообщение с редкими комментариями самого общего характера. 

Итак. Постановление и сама программа ФКП-2015 не опубликованы. Это значит, что в тексте Постановления есть норма, определяющая степень «закрытия программы» - гриф.

Не столь важно, какой именно гриф проставлен – «ДСП» либо «СС ОВ». Сам факт закрытия Программы, в независимости от того, известно ли ее содержание или нет, уровня ее секретности, заслуживает рассмотрения. На практике факт закрытия Программы означает правовой запрет на ее открытое обсуждение по форме и содержанию – и это не смотря на то, что и то, и другое достаточно широко известно.

Формальная причина закрытия ФКП-2015 очевидна – это ее связь с оборонными проблемами. Но это формальная причина.  Что у нас с обороной не связано? О реальных причинах можно догадываться. Просматриваются привычные основания:

1. Попытка ухода от критики;

2. Характер отношений ФКА с предприятиями-исполнителями;

3. Попытка ухода от ответа за невыполнение тех или иных позиций ФКП.

Эти основания мне представляются не очень весомыми. Посмотрим поподробнее.

1. Критики избежать не удастся в любом случае. Однако, если ФКП «открыта», критика будет, что называется «конструктивный». Такая критика может быть использована для выработки мероприятий по коррекции тех или иных положений ФКП и для подготовки аргументации по критикуемым позициям, аргументации, которая может быть использована на самых разных уровнях обсуждения – в прессе, в парламенте, в Правительстве и у Президента.

2. Конечно, публикация ФКП дает возможность предприятиям оспаривать положения ФКП, в первую очередь по вопросам заказа и финансирования. И руководство предприятий, ставя такие вопросы, будет поступать совершенно правильно – интересы собственного предприятия должно быть на первом месте. Загоняя эти вопросы «под ковер», Роскосмос лишается практики работы с такими проблемами, практики, которая ему очень пригодится в будущем.

3. Специалистам не надо объяснять, что в нашей отрасли точный прогноз невозможен. Любая авария ведет к неизбежной корректировке программы. Да и много других объективных причин будет приводить к столь же неизбежным корректировкам. Надо просто доводить этот простой тезис до общественного «сознания».

 

Теперь перейдем к рассмотрению негативных последствий «великого закрытия». Их достаточно много, так что мне пришлось их слегка проклассифицировать.

1. Для российских предприятий

1.1. Для предприятий, вовлеченных в реализацию ФКП.

Большинство таких предприятий помимо выполнения заказа в рамках ФКП, проводят и собственные, перспективные разработки, собственное планирование. «Официальное незнание» ФКП приведет к тому, что выбор таких разработок и решений по планированию будет менее обоснован и, как следствие, увеличению вероятности ошибок.

1.2. Для работы предприятий, которые могли бы участвовать в КД.

Для отрасли выгодно увеличение числа таких предприятий. Увеличивается возможности выбора, формируется конкурентная среда. Если бы ФКП была открыта, какие-то предприятия, сегодня не участвующие в КД, могли бы усмотреть для себя выгодный фронт работ и принять меры, с тем, чтобы в перспективе занять соответствующие ниши.

2. Для кадров отрасли.

2.1. Для инженеров и конструкторов.

Очевидно, что творческая работа значительно более эффективна, если работник знает общую ситуацию, стратегию развития отрасли, ее перспективы. Закрывая программу, мы, может быть, незначительно снижаем эффективность работы одного человека. Но, учитывая, что участников реализации ФКП очень много – негативный эффект, видимо, здесь будет максимальным.

2.2. Для системы подготовки кадров (студенты и школьники).

Кадровая проблема  отрасли стоит очень остро, это признается и широко обсуждается. Сегодняшний студент и школьник сейчас стоит перед выбором – куда идти работать или учится. Конечно, если они не знакомы с перспективой отрасли, они с большей вероятностью выберут что-либо более известное и понятное. Хочу заметить, что здесь материальные перспективы часто уступают перспективам творческого роста.

3. Для политической поддержки отрасли.

3.1. Закрывая ФКП, мы теряем часть  возможности заручиться поддержкой российского общества. Расхожее мнение о том, что народ равнодушен к космонавтике неверно. Многие опросы это явно показывают. Здесь действует следующий эффект – люди поддерживают космонавтику, но считают себя к ней и ее проблемам не причастными. И эту ситуацию надо менять – в частности, за счет продуманного информирования общества о перспективах и проблемах КД в России.

3.2. Похожая ситуация сложилось и в отношениях различных партий к вопросам КД. Это важный вопрос заслуживает отдельного обсуждения, но вкратце можно констатировать, что политический партии пока нейтрально относятся к космонавтике.

4. Для международного сотрудничества.

Можно догадаться, что ведущие космические агентства мира получат текст ФКП раньше, чем российские граждане. Но получат они его в неофициальном порядке, при условии «нераспространения». Это приведет к:

4.1. Снижению интереса к программам сотрудничества.

Это определяется тем, что многие такие программы рождаются на уровне исполнителей. Конечно, если им не известны планы России, соответствующие предложения о сотрудничестве просто не появятся, и мы так и не узнаем, что потеряли.

4.2. Потеря потенциальных заказчиков.

Идея на запуск КА либо прибора появляются задолго до ее реализации. Таким образом, опять же – если широким слоям зарубежных потенциальных заказчиков останутся неизвестны планы России, соответствующие идеи просто не появятся.  Разумеется это в меньшей степени касается заказчиков давно и стабильно работающих с Россией – но для возможных новых – закрытие программы становится препятствием. 

Следует отметить, что каждый из этих негативных факторов, взятый в отдельности, может быть и не очень серьезен. Однако необходимо учитывать:

- множественность факторов (приведенный список не исчерпывающий);

- длительность их действия (Программа на 10 лет);

- большое число субъектов космической деятельности, на которые эти факторы будут действовать;

- возможности наложения и мультипликации  этих факторов.

 

Рекомендации.

 

1. Принять меры к снятию грифа и опубликовать ФКП-2015.

2. Подготовить и опубликовать различные изложения и комментарии к ФКП-2015, ориентированные на различные слои российского общества и на зарубежную общественность.

3. Организовать работу по освещению ФКП-2015 в СМИ.

 

Моисеев Иван Михайлович,

Научный руководитель ИКП

27.01.06,

i_mois@mail.ru

http://path-2.narod.ru

Hosted by uCoz