ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

Сергей Жуков,
генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий ",

Иван Моисеев,
заместитель научного руководителя Института космической политики

Несмотря на то что на рынке научно-технических разработок в России сегодня действуют десятки российских и зарубежных структур, использование интеллектуальной собственности, созданной на государственные средства, до сих пор не возведено в ранг федеральной политики. Это приводит не только к утечке технологий за рубеж по неоправданно низким ценам, но и не позволяет эффективно использовать в национальной экономике результаты уже выполненных научно-технических разработок. Ярким примером тому может служить космическая транспортная система "Энергия-Буран". Хотя одним из решающих аргументов в пользу ее создания было внедрение уникальных технологий, они оказались невостребованными, как и сама система.

Сегодня, как никогда ранее, отмечается повышение интереса к финансируемым из федерального бюджета работам, в первую очередь в военной, авиационной и космической областях. В связи с этим наметились несколько вариантов решения указанной задачи.

Первый вариант - создание в России централизованной государственной системы передачи технологий с правом на экспорт в руки единственной организации. Последняя должна взять на себя выполнение следующих функций:

  экспорт технологий и направление доходов в бюджет Российской Федерации;

  организацию безвозмездной передачи технологий отечественным предприятиям при сохранении права федеральной собственности, содействующих развитию отечественного производства;

  привлечение инвестиций для реализации перспективных проектов;

  разработку нормативно-правовых актов об интеллектуальной собственности на технологии.

Второй вариант можно условно назвать "американским". Он основан на необходимости организации специального федерального органа исполнительной власти, ориентированного на внутренний и внешний рынки и сохраняющего жесткий контроль за экспортом новых разработок. Его ядро может составить Федеральное агентство передачи технологий (ФАПТ), взаимодействующее со всеми государственными органами власти и управления, которые связаны с производством высоких технологий в оборонном комплексе (Минэкономики, РКА, Минатом, Минобороны), и экспортного контроля (ВЭК, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный контроль, МИД и др.). Одновременно агентство координирует деятельность региональных (Северо-Западного в Петербурге, Поволжского в Нижнем Новгороде и Сибирского в Красноярске) и отраслевых (Минобороны, РКА, Минатома, Минэкономики и Миннауки) центров передачи технологий, соответствующих служб предприятий-разработчиков, а также специальных технологических брокеров, имеющих лицензию на данный вид работ. Общее количество входящих в Систему организаций может составить на первом этапе несколько десятков, а в дальнейшем - несколько сотен. Они ориентируются преимущественно на обработку массового потока сравнительно небольших по стоимости контрактов. Предполагается, что с Системой будут взаимодействовать около 400-600 государственных объединений, предприятий и организаций оборонных отраслей, Российской академии наук и вузов, а также до 10 тыс. предприятий со смешанной или частной формой собственности, разрабатывающих или внедряющих новые технологии.

Третий вариант - аналог европейского - создание государственно-коммерческой компании, действующей с привлечением частного капитала. Для таких фирм доступ к закрытым разработкам должен быть затруднен. В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый эффект.

Независимо от выбранного варианта эффективность использования в научно-технической области рыночных стимулов должна обеспечиваться надлежащей правовой базой. Как известно, уже принят закон "О науке и государственной научно-технической политике", готовится федеральный закон "Об инновационной деятельности в РФ". В таких документах, как "Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2005 г.", "Структурная перестройка и экономический рост" и "Концепция промышленной политики", содержатся специальные разделы, посвященные активизации научно-технической и инновационной деятельности. Основным элементом нормативной базы является статус интеллектуальной собственности, создаваемой в рамках государственных проектов.

В ближайшем будущем необходимо разработать и принять федеральный закон "О передаче технологий", определяющий организации, которые занимаются передачей технологий, их права на использование интеллектуальной собственности, порядок передачи технологий за рубеж и внутри страны, а также порядок лицензирования.

Предполагается, что финансирование данной системы передачи технологий будет производиться не только из бюджета, но и на коммерческой основе.

За государственный счет возможны:

  создание Федеральной базы данных коммерчески значимых технологий, информационных материалов, частичная поддержка периодических изданий и выставок;

  патентование наиболее значимых технологий;

  маркетинг;

  экспортный контроль.

На коммерческой основе можно осуществлять:

  оценку стоимости интеллектуальной собственности;

  рекламу и маркетинг;

  юридические услуги;

  лицензирование и сертификацию;

  страхование контрактов;

  привлечение рискового капитала.

Государство на долевой основе сможет входить в венчурные предприятия, цель которых -развитие производства на базе российских научно-технических разработок.

Отдельный вопрос - гарантии инвестиций и кредитов. В роли гаранта должно выступить государство через такие финансовые институты, как Гарантийный фонд Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, планируемые Российский космический фонд и Федеральный фонд производственных инноваций.

Гарантами также могут выступать и субъекты Федерации. Собственно, так делает Московская область, на территории которой расположены Федеральный центр двойных технологий и Центр передачи технологий в Химках. Объявлено о создании Инновационного центра Московской области. В поддержке этой политики велика роль Совета Федерации.

В настоящее время объем инвестиций на коммерциализацию технологий, в том числе военного и двойного назначения, в Российской Федерации не превышает 200 млн. долл. в год, что существенно ниже аналогичных показателей развитых стран мира и уровня, достигнутого СССР в 1980-х гг. Сопоставление технологических потенциалов в оборонных отраслях Российской Федерации и развитых стран позволяет оценить возможный годовой объем экспорта и инвестиций на коммерциализацию технологий суммой не менее 1 млрд. долл. США.

В последнее время для создания федеральной системы передачи технологий сделаны конкретные шаги. Так, в конце августа этого года был подписан Указ Президента РФ о создании государственного унитарного предприятия "Российские технологии". Таким образом, начинается реализация первого из рассмотренных выше вариантов организационных решений использования технологий, созданных в рамках работ, финансируемых из федерального бюджета.

предыдущая список
Hosted by uCoz