ПРИЛОЖЕНИЕ

К ПРОБЛЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В.И. ВЛАСОВ

Новый этап научно-технической революции, начавшийся примерно на рубеже 70-х гг., остро поставил задачу качественной всесторонней экспертизы основных решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления. К этому времени широкое распространение получили результаты научных исследований неоднозначности и противоречивости характера развития НТП с точки зрения его воздействия на поступательное развитие общества. В первую очередь обращалось внимание на то, что, с одной стороны, развитие техники призвано разрешать жизненные проблемы человечества, а с другой – оно может повлечь за собой непредсказуемые последствия, угрожающие внешней и внутренней политической обстановке, состоянию природной среды, социальному и духовному развитию общества, и т. д. Опыт проведения крупных программ национального масштаба указывал на прямую зависимость их экономической и социально-политической эффективности от степени и качества проработки решений по началу и регламенту их реализации.

В максимальной степени все выше сказанное относится к космонавтике, которая весьма показательна в этом плане. Во-первых, она является одной из наиболее передовых областей НТП, оказывая значительное влияние на многие стороны деятельности общества. Во-вторых, космическую программу по ее структурной организации, достижениям, характерной проблемной специфике можно считать достаточно автономной областью государственного регулирования.

Постепенное осознание этих новых сопутствующих научно-техническому прогрессу проблем привело к появлению различных научных теорий, позволяющих давать прогностическую оценку побочным явлениям от реализации крупномасштабных проектов и программ. Наибольшую известность получила так называемая концепция оценки технологий (technology assessment), где под технологией понимается практическое использование результатов современного естествознания (современные технические системы, передовые технологические процессы на производстве и т. п.).

Концепция оценки технологий стала широко использоваться в развитых капиталистических странах. В США, например, это движение приобрело институциализированиую форму в виде Управления оценки технологий при конгрессе США.

В общих чертах концепция оценки технологий предполагает проведение класса политических исследований, позволяющих прогнозировать причины и/или результаты воздействия техники на различные сферы деятельности общества. В рамках концепции подлежат исследованию три вопроса. Первый – насколько сопоставима ожидаемая выгода от рассматриваемых технических нововведений с ущербом от возможных неблагоприятных последствий? Второй – интересы каких групп и слоев общества затрагивают как положительные, так и отрицательные ожидаемые последствия? И третий – что можно сделать для увеличения и упрочения благоприятных

Рис.2

«Веер последствий» программы «Спейс Шаттл»

свойств проекта? В идеале в процессе проведения оценки технологий должны изучаться и предлагаться изменения проектов, позволяющие регулировать возможные последствия. Центральный вопрос – взаимоувязанное рассмотрение всех возможных сфер влияния техники на деятельность общества. Упрощенно в ходе такого анализа предполагается получить ответы на следующие вопросы по отдельным аспектам деятельности общества.

Правовые и юридические аспекты. Позволяет ли существующее законодательство реализовать исследуемый проект? Если нет, то насколько серьезные требуются изменения (в том и другом)?

Экономические аспекты. Адекватно ля определена предполагаемая экономическая эффективность проекта?

Технические аспекты. Адекватно ли определены предполагаемые технические характеристики проекта?

Институционные аспекты. Существуют ли необходимые государственные (отраслевые и т. п.) структуры для реализации данного проекта? Если нет, то насколько серьезные потребуются изменения?

Естественнонаучные аспекты. Адекватны ли предлагаемые технические решения существующему уровню НТП?

Аспекты в области охраны окружающей среды. Не приведут ли предполагаемые воздействия проекта на окружающую среду к резко негативным выступлениям общественности?

Социальные аспекты. Не приведут ли предполагаемые воздействия проекта на социальную сферу к резко негативным выступлениям общественности?

Культурные аспекты. Не приведут ли предполагаемые воздействия проекта на этнические проблемы и национальную культуру к резко негативным выступлениям общественности?

Политические аспекты. Адекватно ли определены предполагаемые внутри- и внешнеполитические дивиденды от реализации проекта?

Необходимая, как и при любом другом подходе, структуризация определений и критериев оценки может иметь самые разнообразные формы. На рисунке в качестве примера одной из таких форм приводится так называемый «веер последствий» американской программы МТКС «Спейс Шаттл», составленный по методологии описанной выше концепции оценки технологий.

Нет необходимости доказывать, что проблемы принятия взвешенных, всесторонне сбалансированных решений чрезвычайно актуальны и для нашей отечественной космонавтики. Несмотря на достигнутые выдающиеся технические и научные достижения, было совершено много принципиальных ошибок из-за противоборства ведомственных интересов, личных амбиций, сиюминутных политических эмоций, что стоило национальному бюджету немало миллиардов рублей, а стране – частичной утраты позиций. Наметившееся сегодня движение к построению демократической структуры государственной власти – с четким разграничением компетенции и ответственности за принимаемые решения – позволяет надеяться на взвешенные подходы и к формированию национальной космической политики. В этой ситуации накопленный научный опыт в экспертном обеспечении структур государственной власти объективной аналитической .информацией получит признание и послужит объективным интересам общества.

33


в начало оглавление вперед
Hosted by uCoz